Monday, March 17, 2008

Герцогиня, как "типичный представитель"...

      

      Иллюстрируя Кэрролла художник имеет право на свою трактовку того или иного персонажа. Потому, что, часто персонаж появляется, действует, а внешне не описан никак. А читателю то надо его как-то себе представить.

      Вот например - Герцогиня. Обрисована очень скупо. В первой сцене, где она появляется («Поросенок и Перец») вообще никак. Только через диалог ее можно как-то начать себе представлять. Неуживчивый характер – склочница, опытный боец – совершенно не обращает внимания ни на перец, ни на летящую в нее посуду. Свои реплики выдает с «хриплым рычанием». Это и все в этой сцене, плюс, правда, совершенно циничное отношение к ребенку. Ну и, конечно (спасибо), указано, что она - Герцогиня, т.е. костюм мы можем себе представить.

      Вторая сцена, где действует Герцогиня – крокет. Здесь ее поведение несколько другое. В разговоре с Алисой такая медоточивость, что в сочетании с тем, что мы уже о ней знаем создает портрет дамы света, интриганки, которая может разговаривать очень мило если чувствует в собеседнике силу, значение(Алиса ведь приглашена на Королевский Крокет, а это вам не фунт изюму). Вспомним как она не затрудняла себя выражаться вежливо, разговаривая с какой-то зашедшей с улицы девочкой (Алиса в «Поросенок и Перец»). Медоточивость, сладкость достигают того предела, что она уже готова обнять Алису за талию. Вот тут-то мы впервые получаем пару слов о ее наружности. Во-первых она – “Very Ugly” (Очень Ужасна), во-вторых у нее острый подбородок, чуть далее – маленький острый подбородок. Да, еще – подбородок упирается в Алисино плечо, т.е. Герцогиня наша росточком-то невысока. Ну вот и все описание.

      Следует заметить, что Герцогиня у Сэра Джона Тэнниела, рисованная на мотив картины Квентина Мейсиса (а следом за ним и у многих других иллюстраторов, опиравшихся на тот же образ), безобразна несомненно, но подбородок ее далек от острого. (Картинки см. ниже, в посте на ту же тему по-английски). Безобразие Герцогини у Тенниела выглядит слишком прямолинейно, причем это безобразие старости(как у Козьмы Пруткова: - Отстань беззубая, твои противны ласки...), старое морщинистое лицо, слишком просто. Часто замечаешь, что красоту от безобразия отделяют всего какие-то несколько миллиметров, какая-то незначительная черта. Характерный пример здесь – Джулия Робертс, которая красива несомненно, но иногда, то ли камера не совсем правильно поставлена, то ли гример оплошал, но только ловишь себя на мысли: Боже, до чего безобразна, ну просто ведьма!

      В общем – я ничего не изобретал и моя Герцогиня взята из жизни. Ну такой тип женщины, да вы и сами встречали таких.

No comments: